Хезмәт

Балтач районы

16+
2024 - Гаилә елы
Труд

Судьба деревенских клубов: вчера и сегодня

Когда-то, почти в каждой деревне был свой сельский клуб. Люди спешили туда по вечерам на просмотр фильма, на концерты своих самодеятельных и приезжих артистов.

Деревенские танцы – вообще отдельная тема. Одним словом, в учреждениях культуры всегда кипела жизнь. А сейчас… Многие деревенские, да и сельские клубы, закрываются. Закрываются и стоят, брошенные, но нерушимые. Эта ситуация беспокоит многих жителей. В последнее время несколько читателей обратились в редакцию важными вопросами, обращениями, связанными с работой деревенских клубов. Вот только одно из обращений, поступивших в редакцию. «Ушминский клуб закрыли, и сейчас он разрушается. Стёкла выбили, шкафы вандалы побросали, всё перевёрнуто, рояль разбитый... Удмуртские костюмы валяются на полу. Как жалко!».

Чтобы узнать о сегодняшней работе Балтасинской централизованной сельской клубной системы и ответить на письмо нашего читателя, мы поговорили с директором МБУ «БЦСКС» Раилем Садыковым.

Садыков Раиль Рафисович, 1987 г.р. Отучился в Казанской Государственной академии ветеринарной медицины, ветврач по образованию. После окончания университета два года отработал в сельском хозяйстве в Арском районе, затем в Балтасях в коммерческой структуре. Далее устроился в МЦ «Хыял» - сначала музыкальным руководителем, затем стал директором. Отработал там четыре года. С 1 июня 2019 года Раиль Рафисович - директор МБУ «БЦСКС».

- Раиль Рафисович, в последние годы во многих населенных пунктах, в частности и в нашем районе, массово закрываются деревенские клубы (Средняя Ушма, Старая Ципья, Большие Лызи I, Новая Салаусь и т.д.). Вам известно, с чем это связано?

- Прежде всего, это связано с вопросом рентабельности содержания этих клубов. В Балтасинском районе сегодня 48 клубов, и  это только действующие клубы (в это число включены и клубы, и Дома культуры). Если на них посмотреть, это добротные здания, которые построены еще в советское время. В те времена, в те годы, население деревни/села было больше - и молодежи, и взрослых. Но, к сожалению, 21 век – это эпоха урбанизации, если даже сравнить по демографическим показателям и по статистике, большинство молодежи и трудоспособного населения на сегодняшний день у нас находятся в Казани. Кто-то учится, кто-то работает, кто-то официально, кто-то - неофициально. Даже если по прописке они у нас в районе, к сожалению, целый год они в Казани и приезжают только на выходные. В связи с этим назревает вопрос содержания этих самых сельских и деревенских клубов. Для какого населения, для какой аудитории проводить мероприятия в этих клубах? Не секрет, что сегодня даже сельские детские садики, школы тоже повсеместно закрываются, так как нет детей. Если детей нет, зачем содержать такое большое здание, в котором надо будет платить за газ, за электричество, за работу сотрудников. И второй вопрос. Есть такое понятие, как профориентация. То есть каждый завклуб должен получить образование, связанное с культурным направлением. У меня на сегодняшний день тоже нет такого образования, и мне тоже надо будет поступать, я над этим работаю. С советских времен завклубами были работники сельского хозяйства либо еще из какой-либо другой отрасли. И на сегодняшний день большинство наших завклубов по образованию преподаватели. Нет людей в селе, соответственно клубы не можем содержать, потому что здания очень большие, на них тратится  много средств.   
 

- Соглашусь с тем, что раньше в деревне было много и молодежи, и взрослого населения - клуб не стоял без дела. А сейчас деревенским людям даже собрания проводить негде – разве что на улице… Буквально весной этого года к жителям деревни Большие Лызи I часть на Масленицу приезжало телевидение. В своем репортаже они тоже заговорили о проблеме нехватки клуба в этой деревне.  

- Да, такой вопрос, такая проблема имеет место быть. К слову, эта проблема актуальна не только для Больших Лызей. Например, в деревне Нурмабаш также есть заброшенный клуб. К депутатам обратились с такой проблемой: населению необходим клуб, чтобы проводить собрания.  Да, Государственная программа на сегодняшний день работает по строительству именно таких многофункциональных центров, либо сельских клубов. Но в год дается всего лишь один такой объект на строительство (по району). Строительство такого объекта у нас регламентируется только по распоряжению руководителя исполкома, то есть в исполкоме выбирают, какой населенный пункт будет строиться в этом году. Выбирают в зависимости от потребности, по количеству населения и по состоянию клуба (если таковой имеется) – в общем, критериев выбора немало.

- Помещения клубов в деревне вряд ли кто-то возьмет под аренду – скорее всего, это будет невыгодно. Значит ли это, что закрывшиеся клубы так и будут пустовать?

- Касательно наших зданий, мы готовы их кому-нибудь продать либо арендовать. На сегодняшний день, например, решается вопрос продажи старого сельского клуба в деревне Чапшар. Там построили новое здание, а старое, соответственно, продают. Покупатель -  местное общество (колхоз). То есть в этом случае покупатель нашелся. Но опять же есть такой момент: перед тем как продать, нужна оценка этого здания. Мы сами не можем определить его цену, нужна оценка и опять-таки она не бесплатная. На это требуется большая сумма. И после оценки, кстати, данная цена действует только в течение 6 месяцев. То есть если в течение полугода не находится покупатель, на следующие 6 месяцев заново надо будет платить. Вопрос встает даже при аренде этих клубов: кто будет арендовать? Большинство из них либо в аварийном состоянии, либо там нужен капитальный ремонт, какие-то косметические вливания. К сожалению, бизнес на селе еще не готов приобрести эти здания. 

- А что насчет мебели? На фотографиях, присланных нашим читателем, видно, как в здании заброшенного Ушминского клуба среди мусора валяется вся мебель и даже костюмы. Кто-то за них отвечает? Или любой желающий может спокойно зайти и забрать все, что плохо лежит?

- Касательно Ушминского клуба. До этого дня я, к сожалению, не был осведомлен о состоянии этого клуба. Благо, вы написали и рассказали о данной ситуации. Я только знал, что этот клуб закрыт. Соглашусь, судя по фотографии, ужасная ситуация, признаю это. Но над этим надо работать. Инвентарь, который там находится, еще не весь в плохом состоянии, может быть, в дальнейшем мы их вывезем в другие клубы, которые требуют мебели. Костюмы надо будет тоже собрать. Возможно, передадим их в другие сельские клубы, которые нуждаются в этих сценических костюмах.  Что касается насчет того, может ли их кто-то забрать. Их никто забрать не может, так как и здание, и инвентарь, и костюмы находятся на балансе у МБУ «БЦСКС». Мы в самое ближайшее время постараемся забрать эти костюмы и отдать их тем, кому они действительно будут нужны.

- Допустим, клуб закрыли, он не работает. Но это вовсе не означает, что в нём нет никакого «движения». Предположим, в здание заброшенного и закрытого клуба ночью пробирается группа молодежи и начинает распивать там спиртные напитки, курить кальян, сигареты. Кто в случае  ЧП будет нести ответственность?

- Такой момент, безусловно, есть. Надо подчеркнуть, это еще не только здания клубов, есть много таких заброшенных зданий - опять же садики, школы. Они все находятся на балансе либо сельского поселения, либо клубной системы, либо еще какого-то юридического лица. Согласно распоряжению исполнительного комитета, все сельские клубы, например, находятся в нашем распоряжении.

- Чтобы сохранить очаги культуры на селе и не закрывать полностью клубы, создана централизованная сельская клубная система - ЦСКС. Расскажите, как эта система работает в нашем районе?

- Директором, то есть уполномоченным лицом, который отвечает за все клубы, являюсь я.  Завклубы, худруки, которые работают на местах, находятся под моим подчинением, они работают под моим началом. И все мероприятия, которые они проводят, они согласовывают с нами. Сначала строят календарный план на целый год, который в дальнейшем корректируется. Планы подразделяются на неделю, месяц, квартал, год. Работники культуры  эти планы готовят, привозят сюда, мы утверждаем, и они по нему начинают работать.

- Летом вопрос о работе клуба особенно актуален, так как в деревне появляется молодежь, приезжие гости. Расскажите, кто следит за тем, как ведут и ведут ли вообще работу с населением клубные работники, особенно в отдалённых деревнях?

- Несмотря на то, что я работаю недавно, уже и сам неоднократно выезжал со специалистами на рейды. Летом на самом деле в деревнях становится больше молодежи – студенты возвращаются домой на каникулы. Поэтому летом работа в клубе особенно насыщенная, хотя она насыщенна круглый год. Поэтому работники культуры должны открывать клубы, несмотря на время года, выходной день – только понедельник, либо вторник (это клубы сами регулируют). График работы: в будние дни с 8.00 до 11.00 и вечером с 19.00 до 22.00. В выходные дни с 19.00 до 23.00. Знаю, что молодежь в большинстве своем  не устраивает время работы клубов: если дискотеки заканчиваются в 23:00, молодежь примерно ближе к этому времени еще только выходит в клубы, а уже пора расходиться. Но мы ничего не можем с этим сделать; согласно закону, после 11 часов вечера мы не можем допускать дискотеки, так как нарушается тишина. И так стараемся проводить дискотеки до 23:30, входим в положение молодёжи. Вообще,  сельской молодёжи сегодня  большую поддержку оказывает государство. Проводятся республиканские, даже федеральные конкурсы грантов среди молодежных общественных организаций – только было бы желание. Молодежи и в деревне есть чем заняться, как проявить, показать себя. Поймите правильно, ни у кого нет такой цели - уничтожить культуру на селе, в деревне. Наоборот. Мы стараемся всячески помогать клубам, постоянно находимся на связи как с клубами, находящимися поблизости, так и с отдаленными клубами. Также активно ведем работу и с молодежью. Если у кого-то возникнут вопросы касательно нашей работы, вы можете обратиться к нам по номеру 2-60-82. Главное, мы не должны забывать: клубы (и не только клубы), будь то действующие или закрытые и заброшенные, требуют к себе бережного отношения. Порядок в наших руках.

- Раиль Рафисович, спасибо большое за разговор. Надеемся, в ближайшее время вопрос с инвентарём в Средне-Ушминском клубе будет решён. А вас поздравляем с новым стартом. Пусть этот старт будет успешным, и впереди вас ждет признание, уважение коллег и карьерный рост. 

P.S. Отмечу: сразу после интервью, в тот же день, Раиль Рафисович решил вопрос, связанный с костюмами и некоторыми вещами из Средне-Ушминского клуба – они были вывезены и в дальнейшем будут переданы тем клубам, которые в них действительно нуждаются.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Без социаль челтәрләрдә:  ВКонтакте, ВКонтакте, ТикТок, Ютуб, Одноклассники, Телеграм, Яндекс.Дзен

 

Район тормышына кагылышлы иң мөһим яңалыкларыбызны Балтаси_Хезмэт телеграм каналыбызда да укыгыз.


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: клуб